На групповой программе Трансформационная игра в Жизнь мы часто проводим упражнение "А тем временем в ..." на этапе проработки задач Детства. Ни для кого ни секрет, что Потребность в игре - это базовая потребность человека, как взрослого, так и ребенка. Удовлетворять потребность в игре и спонтанности так же важно, как и другие (более известные широкому кругу потребности), такие как принятие, безопасность, поддержка, автономия и другие. Схема-терапия глубоко исследует этот феномен.
Базовая потребность в игре
Иметь возможность играть и спонтанно фантазировать (в детстве) - значит разрешать себе получать удовольствие, общаться и творить (во взрослой жизни). Дети, лишенные этой возможности, в терминологии схема-терапии не могут активировать режима Счастливого ребенка. Им сложно радоваться, шутить, флиртовать, создавать ради удовольствия, ради процесса.
Вы можете удивиться, как много людей росли в условиях, когда игра не поощрялась.
На одной из сессий В., взрослая успешная женщина, встретилась с собой 7-летней, которая стояла в углу за громкую игру. Она "тащила" с тех времен с собой этот решетчатый рисунок на обоях, который запрещал ей получать удовольствие от жизни, запрещал выражать эмоции, а также вызывал жгучую зависть, когда она видела игру и кураж в других.
Какие характеристики обычно присущи людям, которые росли в семьях, где спонтанная игра не была нормой:
- повышенные требования к себе
- тревожность
- подавление эмоций
- пессимизм
- сильны в целеполагании
- педантичны
В психодраме терапевтический эффект обусловлен тем, что психика "верит" всему, что происходит с нами "здесь и сейчас".
Игра на развитие спонтанности "А тем временем в ..."
Если вас что-то гнетет, вы не получаете удовольствия от жизни, тревожность повышена, а спокойствия нет, попробуйте представить, что вы, как человек, сидите/стоите/лежите в своей комнате, а ТЕМ ВРЕМЕНЕМ:
- в саванне
- в поле
- в лесу
- в океане
- в пустыне
- в тропиках,
в общем везде, где обитают дикие животные, начинает происходить что-то интересное.
Выберите себе персонажа, первого, что пришло в голову. Не старайтесь интерпретировать ваш выбор. Поменяйте положение в пространстве. Прикройте глаза и начинайте входить в роль животного/насекомого/рыбы/паука/птицы. Пройдитесь по оболочкам (физическая особенно важна). Какой вы? Маленький, юркий, большой, опасный? Начните спонтанно двигаться. Что вы делаете? Охотитесь, валяетесь в грязи, сидите в засаде на антилопу? Издавайте звуки, если ваш персонаж это может. Просто живите!
NB Движения и смена положения включают трансформацию намного больше, чем пассивная визуализация, поэтому двигайтесь!
Спустя какое-то время вернитесь в пространстве на место себя человеческого и почувствуйте свои эмоции. Чуть позже проанализируйте, то вам хотел сказать ваш персонаж.
Эти и многие другие терапевтические упражнения я предлагаю как домашние задания после сессии.
Приглашаю драматизировать!