МЕТОД ПСИХОДРАМЫ - это психотерапевтический высокоэффективный краткосрочный метод. На встрече с психологом строится внутренний мир снаружи, на который мы смотрим со стороны. Метод хорошо описывает метафора «Образ сомневающегося Бога», который наблюдает за своим творением и осторожными мазками меняет его, совершенствуя.
Чем отличается от других методик? Позволяет:
- видеть картину проблемы в целом СО СТОРОНЫ;
- посмотреть и даже пощупать ситуацию В БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЯХ.
- построить ЛЮБОЕ ПРОСТРАНСТВО, включая прошлое, историю рода, настоящее, будущее, сновидения и сверх-реальности (потусторонний мир, параллельную реальность)
- физически навести порядок в неразберихе, что творится внутри
- НЕ ТРЕБУЕТ ФОРМУЛИРОВАТЬ свои чувства и проблемы - действие покажет!
Сущность метода Психодрама
Психодрама - это, без преувеличения, способ практиковать жизнь без наказания за совершение ошибок. Это способ взглянуть на свою жизнь со стороны. Это способ поиграть в то, что произошло и чего не произошло в данной ситуации. Удивительный феномен в том, что для психики сцены происходят в настоящем, даже если человек хочет разыграть что-то из прошлого или из будущего. Драма глазами главного героя дает возможность «исследовать истину научными методами, как это описывал Я. Л. Морено, основавший психодраму в Вене в начале 1900-х годов.
Психодрама была задумана как метод групповой психотерапии, однако с успехом применяется в форме монодрамы, индивидуальной терапии. Морено очень доверял группе. Он говорил: «Если Бог когда-нибудь вернется, Он вернется как группа».
Основные инструменты метода психодрамы:
• директор
• главный герой
• вспомогательные эго
• сцена
Директор
Директор является режиссером и сопродюсером драмы, который черпает подсказки из восприятий человека, ищущего помощи. В нашем случае, директором выступает психолог, то есть я.
Главный герой
Изначально психодрама была разработана, чтобы помочь психотикам, позднее она превратилась в терапию отношений для всех. Главный герой просто заявляет об аспекте жизни, над которым он / она хочет работать. Режиссер вместе с главным героем создает сцену, которая иллюстрирует проблему в настоящем, рассматривая возможные модели поведения. Увидеть проблему в настоящем, увидеть проблему такой, какой она существовала в прошлом, и попытаться решить проблему, обнаружив корни проблемы, — вот цель, чтобы в будущем найти более адекватные для главного героя подходы.
Важнейшей составляющей терапии является «спонтанность» - свежая реакция на старую ситуацию или адекватная реакция на новую ситуацию. Идея отказа от сценария была ключевой для психодрамы, как метода действия. У главного героя есть возможность пересмотреть используемый им жизненный сценарий, который, возможно, был транслирован по уважительной причине, но не соответствует текущим жизненным обстоятельствам.
Например, тот, кто никогда не оплакивал потерю родителя, потому что приобрел сценарий «быть сильным», может почувствовать облегчение, погоревав с новым определением «быть сильным» — тот, у кого есть смелость взглянуть в лицо тому, что происходит внутри. Это мужество быть, возможно, не входило в ролевой репертуар родителей, но в драме мужество может найти почту для самовыражения.
Вспомогательное эго
Любая фигура, которая играет роль значимого другого в жизни главного героя. Это может быть роль, внешняя по отношению к главному герою, например, член семьи или коллега по работе. Это может быть внутренняя роль, такая как испуганное я, детское я или внутренний голос.
Морено был убежден, что наиболее эффективный путь к психике — это не слово, а действие, поэтому вспомогательное эго может посредством жеста, позы или расстояния выражать эти невысказанные тайны по отношению к главному герою.
Например, человек во вполне заурядной беседе с женой, может сказать, что суп слишком соленый, одновременно сжимая кулаки. Задача психотерапевта дать понять главному герою, что его тело более откровенно, чем его слова.
Вспомогательное эго, играющее умирающего родителя, может протянуть руки, чтобы попрощаться с главным героем, символизируя годы невысказанной любви. И эти руки скажут больше тысячи слов.
Смена ролей — двигатель психодрамы. Благодаря смене ролей главный герой переживает сдвиг ролевых границ, играя другого человека. Роль играется через восприятие главного героя. Выдаваемая информация может быть совершенно исторически неточной, но она не теряет при этом своей исцеляющей ценности. В то же время, совершенной обыденностью психодрамы является всплывающая информация, которую, казалось бы, не мог знать никто из ее участников.
На одной сессии директор отмечал необычайный тремор, непроходящую дрожь, когда присоединялся к роли матери, незадолго до рождения ее дочери (главной героини). Участница немедленно выдала решение - ее предварительные роды были спровоцированы долгим и мучительным железнодорожным переездом («тряска»).
Сцена
Психодрама основана на самой жизни. На сцене воспроизводится пространство, в котором живет человек. Если разговор происходит на кухне, мы расставляем стол и стулья и даем воображаемое пространство окну, раковине, двери, холодильнику и т. д. Конструирование реальности пространства помогает человеку действительно быть там для более глубокого погружения в реальность, которая существует или не существуют в этом пространстве. Глядя на жизненное пространство человека, мы часто можем узнать больше, чем за месяцы интервью.
Во время сессии главная героиня строила сцену раннего детства. Она сидела, обхватив себя колени руками и повторяла, что ей очень холодно. Важным ключом к пониманию, что это за сцена стало открытое окно. Тогда нашей задачей было выяснить, почему героиня чувствует свою ненужность. Понимание, что сразу после рождения героиня была разлучена с матерью и оставлена в холодной комнате, с открытым окном. Это дало ключ к пониманию глубинных причин самовосприятия.
Приглашаю вас к участию во вдохновляющих драматизациях! Продолжение