Существует много теорий природы сновидений, от метафизических предвестников до физиологических процессов. В частности, с точки зрения нейрофизиологии сон представляет собой остаточное возбуждение нейронов подкорки во взаимосвязи с образами из коры. То есть образы, происходящего с нами в реальности, преобразуются, модифицируются. Мы как бы систематизируем и организовываем опыт предыдущих дней или около значимых событий.
Наверняка вы замечали, что накануне годовщин смерти близких, их образы приходят к нам во сне. В зависимости от нашей религиозной принадлежности, мы можем сходить на кладбище или зажечь свечу, отмечая облегчения после совершения канонических действий.
Или мы долго бьемся над какой-нибудь задачей, и нам может приснится решение в фантастических метаморфозах. Творческая работа по организации ситуаций и переживаний завершена.
В то же время, не стоит относиться ко снам, только как к творческому процессу. Депривация (лишение по каким-либо социальным или психологическим причинам) сна может оказать разрушающее действие на организм, в целом.
Когда может помочь психодрама сна?
• Когда сновидения тревожат и беспокоят вас
• Когда сон повторяется неоднократно
• Когда вам кажется, что в сновидении вы нашли решение, но оно ускользает или слишком метафорично
• Когда вам хочется вспомнить сон, кажущийся вам важной частью решения
Как происходит процесс драматизации сна?
1. Конструирование сцены засыпания
2. Драматизация конфликта непосредственно сна. Поиск решений, установление нового порядка.
3. Зацикливание сцены засыпания
Важнейшей частью терапевтического процесса является поиск и психодраматическая трактовка ассоциаций, которые всплывают во время сна, безотносительно сонников, мнений и предыдущего опыта.
Случай из практики. Татьяна имела достаточно большой опыт психотерапии по запросу неудовлетворенности в браке, но как будто бы в настоящее время прогресс замедлился. Примерно в это время ей стал сниться сон, как будто бы она спит в своей комнате, в темноте, и на нее наваливается чудовище, она не может крикнуть, не может освободиться. Этот сон ее очень страшил, занимал ее мысли. Она поделилась об этом с подругой, которая предположила наличие «сущностей, присосавшихся к ее ауре». Они провели ряд ритуалов, но сон продолжал беспокоить время от времени. После каждого сна она чувствовала и страх, и сексуальное возбуждение, что прибавляло тревожности еще больше. Спустя некоторое время Татьяна как бы случайно «проговорилась» об этом сне на сессии. Терапевт предложил проставить сцену. В процессе, Татьяна вспомнила, что этот сон уже снился ей, когда она была подростком. Вспомнила она также и то, что рассказывала об этом маме, которая сильно впечатлившись, испугалась больше дочери, поэтому Татьяна не только не упоминала больше о сне, но и вытеснила его из сознания. Сопоставив предшествующие появлению сна события, оба раза связанные с проявлением ее собственной сексуальности, Татьяна получила понимание провоцирующих сон причин. Вступив в контакт с «чудовищем», на поверку оказавшимся ее собственной частью, она прояснила свои глубинные потребности. Терапевтическое облегчение не заставило себя ждать. Сон, в прочем, также больше не беспокоил ее.