Расстановка или в психодраме Семейная скульптура
Расстановка, как инструмент семейной драматизации, стал широко известен благодаря Берту Хеллингеру, скандальному и раскритикованному коллегами психотерапевту, однако, запрещен во многих странах. Тем ни менее, это имеет отношение исключительно к личности отца-основателя, у которого, по мнению его коллег «магические ритуалы заменили … терапию, вместо диагнозов оракул использует мистические понятия».
Метод построения рода, скульптуры, где протагонист выбирает на роли вспомогательных фигур других людей или предметы, доказал свою эффективность. Отличие психодрамы от расстановок в том, что все роли исполняет сам главный герой, поэтому все, что происходит – это отражение его внутреннего мира, а никак не невротические переживания участников действия. В групповом процессе участники драмы лишь повторяют слова и действия главного героя, будучи в своих ролях (акзилари). От акзилари требуется максимальная включенность и точность в формулировках.
«Магия», которую обычно наблюдают участники сессии:
- Участники сессии испытывают то же самое, что и реальные персонажи. Это происходит благодаря вовлеченности, поведенческим паттернам главного героя и общему информационному полю, которое создает драма.
- Семейная система «ощущает» несостыковки: например, умалчивание/исключение какой-то фигуры или события приводит к неадекватным сценариям, необъяснимым переменам. Система будет стремиться восстановить равновесие, и информация проявится тем или иным образом.
- Участники в аналогичных драматизации условиях вспоминают свою историю. Инсайты и трансформации главного героя дополняют и служат катализатором изменений в других.
Семейная реконструкция
Каждый из нас получает личный опыт в семейной системе, будь то негативный, травмирующий, гармоничный, ресурсный или тормозящий развитие. Семейная реконструкция – это переработка этого опыта, в том числе вытесненного в подсознание, восстановление адекватного сценарного описания и ассимиляция, адаптация под свои нужды и цели.
К., девушка, 31 год, обратилась к психологу, по направлению психиатра. Она долгое время принимала АД, адресуя симптомы депрессии, но значимого продвижения к снижению фармакологической терапии не было. В одной из первых драматических сессий был эпизод, когда мама главной героини привычно оставляет ее совсем одну, в младенчестве, в их пустой комнате. Драма была трагичной, было много слез, горевания и злости. Бессилие главной героини можно было ощутить физически. Раскручивая клубки обрывочной информации, в последующих сессиях выяснилось, что героиня была одна из двух девочек-близнецов, единственная выжившая из пары. Она не только выжила сама по себе, она «объедала» сестру из-за синдрома фето-фетальной трансфузии. При этом происходит перераспределение крови от одного плода к другому. «Вспомнив» и ассимилировав этот опыт, отреагировав, давши место фигуре сестры в родовой системе, К. испытала облегчение, она освободилась от бремени неадекватной вины, приняла чувства своей матери, потерявшей ребенка, которой запрещено горевать, так как у нее на руках другой младенец. Это значительно продвинуло К. в терапии.
Символическая метафора
Для некоторых людей стартовой точкой терапии может быть наглядное изображение семейной системы (с помощью игрушек, подушек, лент и шарфов). Обычно, для тех, кто только начинает свой путь с психодрамой, драматизация "людьми" может казаться сложной. Игрушки, в этом случае, бывают хорошим подспорьем.
Расстояние между фигурами и их положение в пространстве, сами персонажи игрушек дают терапевту ключ к эффективным интервенциям («позитивным провокациям вопросами и действиями»).
В моем кабинете всегда присутствует набор игрушек из Kinder Surprise, мягкие игрушки и множество фактурных подушек, с которыми облегчается вход в роль. Особой популярностью на роль злодеев пользуется огромная синяя мягкая игрушка хаги-ваги.
Иногда, в случае, если задачей терапии является поиск ресурса, я могу попросить взять какой-то свой предмет. В этом случае, он может служить якорем для ресурсного состояния.
Семейный миф
Миф - это объединяющая всех членов семьи идеология. Например, в моей семье существует культ геройства. Он, безусловно, родился в 20-м веке, когда предки, которых еще помнят живущие старшие члены семьи, путем героических усилий переживали катастрофы революции, голодомора, гражданской и Великой Отечественной войны, репрессий. Опыт успешно закрепился во времена Перестройки. В такой семье простому обывателю достаточно сложно существовать, что приводит к неврозам и конфликтам.
Драматизация эпизода семейной истории
Сцена может быть любой – воспоминанием, фантазией, сном. Попав на территорию, побывав «в шкуре» героев сцены, мы уменьшаем сопротивление и разогреваемся для терапевтических интервенций. Путем поступательных движений, становятся возможным такие чувства, как прощение, принятие, сострадание. Финальным аккордом терапии может служить чувство принадлежности к семейной системе, безопасности и другие позитивные чувства.
Приглашаю драматизировать!