Роли в нашей жизни
Часто бывает, что человек проявляет невероятные успехи в одной сфере жизни, но не блещет в другой. Например, авторитетный руководитель не встречает уважения у своих детей-подростков. Поддерживающая и понимающая коллега никак не может перестать ссориться с собственным мужем.
Очевидно, что успех подтверждает наличие определенных навыков, наличие определенного ролевого репертуара. Аналогично, можно предположить, что в других сферах присутствует «ролевой дефицит».
Юлия - успешный менеджер по продажам. С 20 лет она карабкается по служебной лестнице, несколько раз ее "перекупали" компании. Одновременно, у нее совсем не складывалась личная жизнь. Как она сама себе это объясняла, основная причина была в том, что она очень быстро включалась в их жизнь, становилась "жилеткой", "подушкой" и становилась. Что характерно, ей попадались персонажи депрессирующие, вечно ищущие себя.
Роль - это форма, которую принимает человек в определенный момент, реагируя на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица и окружающая среда. Роль включает в себя не только внешние проявления, но и внутренние ощущения, отношение.
Роли бывают:
- соматические (телесные),
- психические
- социальные
- трансцендентные (ценностные)
Люди обычно одновременно выступают во многих ролях на разных уровнях, например, мать (социальная), кормящая женщина (соматическая), беспокоящаяся о детях (психическая), жертвенная натура (трансцендетная).
Развитие личности видится как ролевое развитие. Теория психодрамы, в отличие от других учений, предлагает рассматривать ребенка/взрослого не со стороны его биологических функций и психических реакций исходя из этого, а как изначального гения, которому присуща спонтанность. Спонтанность, не как производная либидо, например, а как сама суть его существования.
Вторым важнейшим постулатом психодрамы считается требование рассматривать ребенка в единстве со средой - «контекст роли», «взаимоотношения в роли».
Стадии ролевого развития
Человеку важно пройти все стадии ролевого развития, чтобы развиваться полноценно, или как говорят, нормотипично.
- Эмбриональная стадия – одна соматическая роль «паразит в материнском теле».
- Стадия “первой вселенной” – психосоматические роли (ребенок получает удовольствие от кормления матерью и готовится к развитию чувства привязанности). Ребенок последовательно проходит фазы идентичности ) себя и мира), и фазу разделения (когда начинает узнавать мать и другие придметы)
- Стадия "второй вселенной" (разделение мира реальности и мира фантазии) - развитие психических и социальных.
- «Третья вселенная» соответствует трансцендентным ролям, то есть формируется чувство сопричастности с чем-то большим, чем он сам, но уже в сознательной форме («любящий Родину»).
Роли могут могут спонтанно возникать, развиваться, могут затухать и консервироваться.
Нормальное ролевое развитие предполагает последовательное продвижение от соматических ролей к трансцендентным, при этом человек учится действовать на всех уровнях одновременно. «Я – очень усталый отец, но воспитывающий детей в принципах гуманности». Если перепрыгнуть с соматической роли на социальную, минуя чувства, то возможно развитие психотических дисфункций. А если, например, пропустить социальную, то будешь испытывать сложности во взаимоотношениях.
Нарушения ролевого развития
Ролевой дефицит
Ю., 37 лет вдруг осознала, что не имеет в своем репертуаре Роли матери подростка. У нее с дочерью, пока ей не исполнилось 11 лет, были чудесные близкие отношения, доверительные и теплые. Все изменилось, когда дочь вступила в младший подростковый возраст. Ю., в целом, сдержанная, умная женщина, стала много кричать, нервничать и даже один раз оттаскала дочь за волосы. В терапию она пришла с запросом – "как мне научиться любить мою взрослеющую дочь"?
Речь идет о недостаточности ролевого репертуара или о недостаточной освоенности роли. Семья Р-ие обратилась к психологу, когда жена была на 7 месяце беременности первым ребенком. Муж стал задерживаться на работе до полуночи, а в выходные уезжал кататься на мотоцикле, что вызывало громкие неприглядные ссоры между супругами. Глубинное интервью выявило сильный страх и неуверенность в отношении предстоящего отцовства. Мужчина рос с мамой и бабушкой, ни отца, ни деда не видел никогда. Понимание дефицитарности роли отца дало новый виток в семейной терапии.
Ролевая избыточность («перегретость»)
В. – младшая дочь в семье. Родителям было по 40 лет, когда она появилась на свет. У В. сложные отношения с матерью, но прекрасные – с отцом. У В. по ее словам «сложные» дети школьного возраста. В. ссорится с матерью, когда та критикует ее методы воспитания детей «неужели, она не может встать на мою сторону?», «неужели так можно ненавидеть свою дочь?»
Очевидно, что у В. перегрета роль Принимающей любовь, отсюда рождаются сильные чувства, когда реальность немного отличается от ожиданий.
Ролевой конфликт
П. обратилась к психологу с «ощущением внутреннего конфликта», как она сама это определила. П. одна воспитывает дочь 7 лет, и полгода назад она встретила мужчину, с которым в настоящее время строит отношения. В этот период она стала отвозить дочь на выходные родителям бывшего мужа, с которыми она в хороших отношениях. И даже (!) подумывает о поездке с ним мужчиной на неделю в отпуск, без дочери. Все эти перемены сопровождаются сильным чувством вины П., что «она бросает ребенка». На лицо конфликт ролей Любящей матери и Женщины в отношениях.
Иллюстрацией иной формы конфликта служит непринятие Роли ответственного мужа уже известным супругом Р-ий, который тем ни менее вступил в брак, но продолжил вести образ жизни, более подходящий холостому («катается на мотоцикле по выходным»).
Регрессия роли
«Я веду с ним себя, как ребенок. Не понимаю, что со мной» В ситуации стресса, или попадая в необычную/травмирующую для вас ситуацию, возможен регресс роли до более низкого уровня. Например, когда мы болеем гриппом, мы опускаемся до соматических ролей потребляющего, много спящего. Под угрозой потери работы мы отказываемся от социальных контактов и переходим на режим «пережевывания жвачки» тревожных мыслей и чувств.
Ролям можно обучиться, роли можно развить. К обучающим процессам относятся:
- Саморефлексия - восприятие или распознание роли;
- ролевая игра (например, в рамках психодраматической сессии),
- имитация, выбор ролевой модели;
- принятие роли.
Психодрама помогает как развить ролевой репертуар, так и скорректировать уже возникшие дисфункции. Приглашаю драматизировать!